В зависимости от назначения различают сме сители для умывальников и моек. По испол нению смесители бывают с металлическим или фарфоровым корпусами. В квартирах, как пра вило, установлены настенные смесители с Ме таллическими корпусами. За последнее время они претерпели значи тельные изменения.
В старых смесителях корпус был сплошным и после разрушения седла ( или седел) его при ходилось выбрасывать. Правда, эти седла вытачивались в 2 — 3 раза более массивны ми, чем современные, а значит, обладали большей износостойкостью. В сплошном кор пусе нарезалась трубная резьба для вкру чивания вентильных головок. Последние ред ко продавались в магазинах, так как основ ная номенклатура вентильных головок имела корпуса с метрической резьбой. Иногда де фицит устранялся за счет вентильных головок, предназначенных для смесителей газо вых колонок. Тогда смесители были неотделимы от колонки и выпускались вместе с ней. На смесителях со сплошными корпусами узел крепления излива был массивнее. Небольшие размеры накидной гайки и соответствующей ей резьбы обеспечивали долговечность уп лотнения. Важно, что вместо модных у нас и за рубежом резиновых колец стояла обычная резиновая шайба толщиной в несколько мил лиметров. Купить или изготовить уплотни - тельное резиновое кольцо — проблема, а найти кусок резиновой пластины и вырезать из нее шайбу — не составляет труда. Со временем смесители со сплошными кор пусами были заменены смесителями с состав ным металлическим корпусом. Так, смеситель типа См - МММ для мойки подсоединяется к подводящим трубам так же, как и общий сме ситель для ванны и умывальника с переключателем пробкового типа ванна—душ. Ре монт аналогичных деталей у этих смесителей одинаков ( рис. 1-2-27). Если смеситель для мойки типа См - МММ с нижним изливом при установке перевернуть вверх изливом, снять его и вставить излив другой формы, то получается смеситель типа См - УмНВ. Согласно ГОСТ 25809-83, настенные смесители с верхним изливом типа См - УмНВ предназначены для умывальника. Назначение названных смесителей весьма относительное.
Можно смонтировать смеситель с нижним изливом и надумывальником. Нотогда нельзя будет помыть голову над умывальником и струя будет падать не в выпуск. Устанавливать над мойкой смеситель с верх ним изливом тоже неудобно, так как вода бу дет течь со значительной высоты и радиус разворота излива составит всего 120 мм, в то время как при нижнем изливе этот радиус равен 190 ± б мм у однокамерной мойки и 290 + б мм у двухкамерной. Высоту струи мож но сократить, надев на излив резиновую труб ку. Это сразу уменьшит количество брызг. Но не создаст дополнительных удобств, напри мер при мытье посуды. Смеситель с нижним изливом и фарфоровым корпусом типа См - УмНВФА ( рис. 1-2-28 а) для умывальника поступает в магазины в со бранном виде со снятым изливом. Для са мостоятельного подсоединения к трубам смеситель следует разобрать. Для этого бе рут пальцами левой руки за выступающую часть патрубка, а пальцами правой вывинчивают вентильную головку, предварительно сняв маховик ( если он имеет форму кол пачка). Не исключено, что для этого потре буется специальный инструмент, особенно для выкручивания футорки. После этого патрубок свободно выйдет из корпуса. Таким же образом разжимают аналогичные детали с другой стороны корпуса. Наматывают уплотнение на наружные резь бы патрубков. Неплохо промазать уплотнения поверху олифой или масляной краской. За ворачивают в муфту подводящей трубы сначала один патрубок не на всю длину резьбы, оставляя 2 — 3 нитки, затем второй патрубок в рядом расположенную муфту второй подводящей трубы. При этом постоянно приме ряют корпус к патрубкам. Принципиально вкручивание патрубков для фарфорового корпуса отличается от ввинчивания патруб -


ков для металлического корпуса большей ос торожностью и точностью. Патрубки для фар форового корпуса должны стать соосно от верстиям этого корпуса, а фланцы патрубков находиться в одной плоскости. На патрубки надевают прокладки и корпус. При установке фарфорового корпуса недопу стимы те напряжения, которые возникают при грубой установке металлического корпуса. Фарфоровый корпус не должен упираться в стенку и перекашиваться по отношению к го ризонтальной плоскости. Если корпус от чрезмерных усилий все же треснул, лучше поставить новый. Выпускается несколько типов фарфоровых корпусов, не отлича ющихся друг от друга присоединительными размерами.
Можно попробовать отремонтировать и трес нувший корпус, но успех сомнителен. Для это го в лопнувшее место вводят эпоксидную смо лу или масляную краску и дают им высохнуть. На это время в подводящих трубах перекры вают воду или заворачивают заглушки в муф ты. Подкленный корпус устанавливают так, чтобы трещина была зажата. Для этого заво рачивают винт до полного прилегания про кладок к корпусу ( рис. 1-2-286). В полости корпуса смешавшаяся холодная и горячая вода всегда находится под давлени ем. Следовательно, в корпусе и примыкающих к нему деталях не должно быть щелей, через которые может выступать вода. Для этого на футорку надевают декоративную шайбу и ре зиновую прокладку и, поймав в сердцеви не корпуса патрубок, осторожно зажимают одну сторону этого корпуса ( рис. 1-2-28 в). Со второй футоркой поступают так же. Сам корпус не покрытой глазурью частью обяза тельно должен находиться на расстоянии 2 — 4 мм от стены.
Каждая из футорок вместе со стоящими в ней деталями представляет собой вентильную го ловку. Чтобы вкрутить футорку, немного вы ворачивают шток и снимают маховик ( если он имеет форму колпачка). При этом губкам клю ча любого вида ничего не будет мешать. Регу лировать усилия при ввинчивании футорок можно в зависимости от того, насколько рас плющенная прокладка будет выступать из - под декоративной шайбы. Футорки закручивают равномерно, не допуская перекоса корпуса. Затем возвращают маховики на свои места и заворачивают штоки до упора прокладок кла панов и седла и пускают воду в смеситель. При возникновении течи из - под маховика его снимают и вкручивают спецвтулку. Если у декоративной шайбы появляется вода, подтяги вают футорку. Причиной струйки из - под тыль ной части корпуса может быть его примыка ние к стене. Возникает это из - за слишком глубокого вкручивания патрубков в муфты. В этом случае выворачивают вентильные голов ки, снимают корпус и вывинчивают патрубки. На них, удалив обрывки уплотнения, наматы вают новое. После этого патрубки должны вы ступать из муфт еще на 2 — 3 нитки резьбы. Возвращают остальные детали на место. Если вода капает из - под крышки или переходника, отворачивают накидную гайку и вынима ют излив. Опускают внутрь переходника от вертку и заворачивают винт. В процессе экс плуатации прокладки продавливаются, под сыхают и перестают сдерживать воду. В этом случае полностью выворачивают винт и, не вы нимая его, поддевают отверткой крышку и пе реходник. Отделив их, снимают прокладки и по ним из эластичной резины толщиной 3 — 4 мм вырезают другие. Такие же прокладки устанавливают под фланец патрубка и под декоратив ную шайбу, хотя на заводе - изготовителе под де коративные шайбы и переходник формуют про кладки со специальным профилем, учитываю щим кольцевые выступы на корпусе. Корпус имеет впадины лишь под прокладки на флан цах патрубков.
Фарфоровый корпус так же, как и металли ческий, можно ставить переходником вверх с обязательной заменой излива. Некоторые жильцы по собственной инициа тиве устанавливают над мойками и умываль никами смесители с фарфоровым корпусом зарубежного производства, которые отлича ются от аналогичных отечественных. Так, вен тильная головка в них оригинальной конст рукции и не может быть заменена отечествен ной. Корпус ее имеет две наружные резьбы. Резьбой меньшего диаметра головку завора чивают в патрубок, который вкручивают в муфту подводящей трубы. Как и у отече ственного , фланец патрубка имеет две выфре - зерованные лыски для заворачивания под ключ 27. После монтажа патрубков на них на девают фарфоровый корпус. Непосредствен но на выступающую из патрубка вентильную головку надевают резиновую прокладку и шайбу и прижимают гайкой, которую закру чивают на резьбе большего диаметра корпуса головки. После этого закрепляют маховик.
|